Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
|
Задание № 7-1
Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по информатике и ИКТ
Проверяемые элементы содержания |
Уровень сложности задания |
Макс. балл за выполнение задания |
Примерное время выполнения задания |
Знание технологии обработки информации в электронных таблицах и методов визуализации данных с помощью диаграмм и графиков | Базовый | 1 | 3 |
Практика
Разберем примеры заданий из ЕГЭ прошлых лет
1. Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу квадратов двузначных чисел от 20 до 59.
Для этого сначала в диапазоне В1:К1 он записал числа от 0 до 9, и в диапазоне А2:А5 он записал числа от 2 до 5. Затем в ячейку В5 записал формулу квадрата двузначного числа (А5 – число десятков; В1 – число единиц), после чего скопировал её во все ячейки диапазона B2:К5. В итоге получил таблицу квадратов двузначных чисел. На рисунке ниже представлен фрагмент этой таблицы.
В ячейке B5 была записана одна из следующих формул:
Укажите в ответе номер формулы, которая была записана в ячейке B5
Для решения данного задания необходимо помнить, что знак $ фиксирует ту часть ссылки (адреса ячейки), перед которой он поставлен, т.е. при копировании формулы в другую ячейку эта часть ссылки не изменится. Т.к. при создании таблицы квадратов, необходимо зафиксировать в ссылке первую строку или первый столбец с исходными данными, то правильный вариант - 3.
2. Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки E4 в ячейку D3 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились. Каким стало числовое значение формулы в ячейке D3?
Сначала определим, как изменятся адреса ячеек после копирования формулы в ячейку D3.
$B2 преобразуется в $B1 ($B - фиксируется), C$3 преобразуется в B$3 ($3 - фиксируется), т.к. формула переместилась на один столбец влево и на одну строку вверх. Итак, формула в ячейке D3 - $B1 * B$3, подставим соответствующие числа и получим ответ: 8.
Задание № 7-2
3. Дан фрагмент электронной таблицы.
Какое целое число должно быть записано в ячейке C1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2 : С2 соответствовала рисунку?
Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.
В первую очередь, мы можем вычислить значения в ячейках А2 и В2, в обоих случаях оно равно 1. По диаграмме мы видим, что два значения равны друг другу, это как раз найденные значения, значит значение ячейки С2 равно 2. Обозначив неизвестное значение в ячейке С! за х, мы получим уравнение с одним неизвестным: (х - 2) * 2 - 4 = 2. Ответ: 5.
4. Дан фрагмент электронной таблицы.
Какое целое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:С2 соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.
Заметим что, в данном задании все числа строки 2 должны быть равны и должны быть одного знака, и пока нельзя вычислить ни одно значение в строке 2. Обозначим неизвестное значение ячейки В1 как х, приравняем полученные выражения: (х + 1) / 16 = 1 / (х + 1) = 3 / (2х + 6). Можно взять любую пару этого выражения и решить уравнение. Например пара (х + 1) / 16 = 1 / (х + 1) преобразуется в (х + 1) (х + 1) = 16, отсюда х + 1 = 4 или х + 1 = -4, следовательно, х = 3 или х = -5. Теперь нужно проверить, при каком х значения во второй строке будут иметь один знак. Ответ: 3
5. Дан фрагмент электронной таблицы.
Какое целое число должно быть записано в ячейке A1, чтобы диаграмма, построенная по значениям ячеек диапазона A2:С2, соответствовала рисунку? Известно, что все значения ячеек из рассматриваемого диапазона неотрицательны.
Обозначим неизвестное А1 за х и получим следующие выражения: в ячейке А2 (х - 3) / 5, в ячейке В2 (х - 3) / 5, в ячейке С2 10 / (х - 3). Видно, что первые два равны, значит последнее значение больше в два раза. Запишем это соотношение для ячеек А2 и С2: ((х - 3) / 5) * 2 = 10 / (х - 3). Решим уравнение. После преобразований получим (х - 3) * (х - 3) = 25, следовательно х = 8 или х = -2. Теперь нужно проверить, при каком х значения во второй строке будут неотрицательны. Ответ: 8
И, в заключение, рекомендую пройти онлайн-тест № В7-2 на сайте К.Полякова (выбрать) или В7-1 (выбрать)